Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Акт о результатах инвентаризации основных средств образец. Акты инвентаризации помогут в налаживании учета

В статье будет идти речь об акте инвентаризации. Что представляет собой документ, для чего предназначен, и как правильно его составить – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В процессе деятельности организации используют различное оборудование. Его необходимо постоянно проверять – осуществлять инвентаризацию. Результаты инвентаризации оформляются актом. Как правильно осуществить данную процедуру?

Общие аспекты

Инвентаризация способствует выявлению хищений, махинаций со стороны сотрудников. Ее проведение обязательно в любой организации.

Процесс инвентаризации применяется с целью проверки на соответствия различной документации, материалов, оборудования организации. Осуществляется проверка активов, производится их оценка.

В акт необходимо вписать как выявленные соответствия, так и неточности. Данная проверка проводится в таких случаях:

  • во время сделки при приобретении организации, ее ;
  • перед составлением ежегодной отчетности;
  • когда меняются ответственные за имущество лица;
  • при хищении или порче имущества;
  • в случае стихийных бедствий;
  • при ;
  • по личной просьбе сотрудников.

В этих случаях наличие инвентаризационного акта обязательно.

Для каждого типа имущества разработана своя форма:

Процедура может назначаться как по личному решению руководства организации, так и по решению других, например, налоговой службы .

Может быть налоговой и бухгалтерской. Налоговая инвентаризация ставит своей целью выявление того имущества, которое подлежит учету и обложению налогами.

Задача бухгалтерской – выявить фактическое наличие имущества и сопоставить полученные данные с данными учета бухгалтерии.

Также подразделяется на :

Определения

Назначение документа

Правовое регулирование

Дебиторской и кредиторской задолженности

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами входит в обязанности руководящего лица и бухгалтера. Проверка проводится в конце отчетного года и входит в отчетность за год.

Главная цель – выявить долги. Инвентаризация дает возможность:

  • выявить объем задолженности по товарам, которые реализованы, но не оплачены;
  • установить размер долга по полученным товарам;
  • выявить объем задолженности по – выданным и полученным;
  • определить остаточную сумму долга в день проведения процедуры;
  • выявить сроки исковой давности по соглашениям.

В акте необходимо указать следующую информацию:

  • данные о долгах, которые комиссия подтвердила и не подтвердила;
  • перечень подтвержденных и не подтвержденных задолженностей;
  • задолженности, по которым истек срок возврата;
  • долги, которые носят сомнительный характер – заказчиков перед организацией;
  • информацию о долгах предприятия перед заказчиками.

Прежде чем приступить к проверке, необходимо уяснить такие моменты:

  • правильно ли отражены остатки долга в балансе;
  • причины, по которым образовалась задолженность;
  • когда возник долг;
  • по чьей вине это произошло;
  • есть ли вероятность получить задолженность.

Проверка назначается сразу же, как только возникает задолженность. Если у организации долги отсутствуют, то она имеет право сама назначить такую проверку и проверить счета.

Глубокая инвентаризация необходима в таких ситуациях:

  • имущество выкупается или сдается в аренду;
  • меняется материально-ответственное лицо;
  • отчетный год подходит к концу;
  • имущество похищено;
  • сменился руководитель организации.

Дебиторская задолженность осуществляется в случае необходимости проверки бухгалтерских счетов. Если срок давности долга истек, то его можно не выплачивать.

В ходе проверок задолженностей по кредиту выявляются такие типы долгов:

  • товары и , превысившие собственный бюджет;
  • скрытые предприятием доходы;
  • средства на расходование целей, не предусмотренных бюджетом;
  • нарушения в организации.

После проверки проводится разработка акта. Его необходимо отправить контрагентам, где те сверяют задолженности.

Если имеются расхождения, они могут требовать от кредиторов документацию, которая подтверждает эти задолженности. Если кредитор отказывается это делать, то дебитор имеет право обратиться в суд.

Расчетов с покупателями, поставщиками и прочими

Любой расчет подлежит инвентаризации. По окончании проверки выявляются остатки на счетах бухгалтерии. Это является основанием для оформления акта. Составляется также в нескольких экземплярах – один для бухгалтерии, второй – для комиссии.

Выбросов в атмосферный воздух

Инвентаризационные материалы источников выбросов вредных веществ используются с целью:

  • разработать нормативы образования вредных веществ, которые попадают в воздух во время использования оборудования технологического типа;
  • разработать нормативы предельных нормативов выбросов;
  • регулировать выбросы;
  • поставить на учет объекты, которые оказывают негативное воздействие на воздух и здоровье жителей;
  • разработать планы мероприятий по охране окружающей среды;
  • разработать программы по уменьшению влияния на атмосферу;
  • составить отчетность;
  • разработать показатели выбросов.

Инвентаризацию выбросов проводят организации, предприятия, учреждения, имеющие лаборатории. Ответственные за правильность данных – руководящие лица организаций. Осуществляется процесс 1 раз каждые 5 лет.

Источниками выбросов являются:

  • дымовая и вентиляционная труба;
  • вентиляционная шахта;
  • дефлектор.

Отходов производства

В ходе деятельности предприятия образуются различные отходы – просроченный товар или сырье, забракованная продукция и прочее.

К отходам повышенной опасности относятся:

Процесс инвентаризации помогает дать представление о числе полученных отходов и частоте их выхода. Цель процедуры – выявить несоответствия между показателем нормативным и фактическим.

Начинается процедура с оформления приказа руководящего лица организации. Руководитель должен установить сроки ее проведения, объекты и данные о членах комиссии.

В процессе инвентаризации обнаруживается число отходов, осуществляется их классифицирование по группам и источникам возникновения.

Также подсчитывается объем образования отработанных материалов за год. Проверяется документация, касающаяся учета наличия, хранения отходов.

Акт – конечный результат о полученных данных. Документ может содержать в себе советы и указания для дальнейшей работы с отработанными материалами.

По этим результатам организация делает выводы – передать этот материал на обработку другим предприятиям или утилизировать их самостоятельно.

В акте необходимо высветлить следующую информацию:

  • место расположения отходов;
  • вследствие чего они образовались;
  • название отходов и кодировку;
  • класс опасности, который им присвоили – от 1 до 5;
  • характеристика – состояние, уровень растворимости, летучесть и прочие;
  • место их хранения;
  • возможна ли утилизация;
  • другие необходимые показатели.

По итогам инвентаризации оружия и патронов

Инвентаризация проводится с целью полной проверки оружия и патронов на их соответствие нормам, проверки ведения их учета.

Осуществляется по приказу руководящих лиц предприятия или по решению сотрудников органов внутренних дел. За 10 дней до начала процедуры назначается комиссия, определяются сроки проведения и важные вопросы.

Главные особенности:

Прежде чем проверять наличие оружия, комиссия должна изучить места их хранения. Сейфы, шкафы, ящики (то, в чем хранится оружие с патронами) опечатывается комиссией.

После их проверки необходимо приложить к ним ярлык с указанием даты проведения проверки.

Если выявляется недостача, об этом нужно сообщить руководителя предприятия. По итогам составляется акт в двух экземплярах. Для оружия, которое выдано на временное использование, — в 3 экземплярах.

Акты о проведении инвентаризации - это обязательные документы, подтверждающие факт ее проведения и итоги контрольных мероприятий. Проводя мероприятия по учету и контролю всех активов и обязательств, организации выполняют требования закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье рассмотрим порядок проведения инвентаризации, а также заполнения актов по учету инвентаризации и других необходимых документов.

В реальной экономике не все владельцы бизнеса и просто руководители организаций задумываются о необходимости проведения инвентаризации имущества и обязательств предприятия в своих интересах или в соответствии с требованиями законодательства. Поскольку за непроведение обязательных контрольных мероприятий штраф не предусмотрен, многие, особенно малые предприятия, зачастую ее не проводят. Такие действия напрямую противоречат позиции государства, которое обязывает все хозяйствующие субъекты осуществлять учет и контроль достоверности бухгалтерской отчетности, что невозможно без внутренних контрольных мероприятий.

Основными нормативными документами, определяющими порядок проведения инвентаризации, являются:

  1. Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н (положение по ведению бухучета).
  3. Приказ Минфина от 13.06.1995 № 49 (методические указания по сличению имущества и обязательств).

Процедура определения фактического наличия объектов с сопоставимыми данными не очень популярна из-за трудоемкости и сложности процесса, но позволяет:

  • объективно оценить порядок учета и хранения имущества;
  • выявить возможные хищения и нарушения в учете;
  • установить причины возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
  • контролировать процесс управления активами, обязательствами и т.д.

Условие проведения: обязательное и инициативное

Регламент проведения определяется самим хозяйствующим субъектом, за исключением случаев, когда проведение такой проверки является обязательным. Случаи проведения обязательной проверки приводятся, например, в п. 27 Приказа Минфина № 34н. Так, в обязательном порядке состав и стоимость активов и задолженностей компании следует проверить:

  • перед началом подготовки годовой бухгалтерской отчетности;
  • в случаях хищения или порчи имущества, подозрений на злоупотребления;
  • при смене материально-ответственного лица (далее — МОЛ);
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и другие случаи форс-мажора) и т.д.

Для подтверждения сохранности имущества, а также для сверки фактического наличия с данными, отраженными в учете, руководство организации может в любой момент инициировать проведение мониторинга в интересах собственника. Особенно актуально это для производственных и торговых компаний, случаи хищения на которых, к сожалению, не редки.

Объекты, подлежащие проверке

При проведении сличения данных может анализироваться наличие абсолютно разных активов и обязательств компании. Вот наиболее распространенные объекты (обязательства):

  • основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспорта, инвентарь и т.п.);
  • нематериальные активы (исключительные права на программные продукты, товарные знаки и т.п.);
  • товары;
  • комплектующие и материалы;
  • продукция;
  • денежные средства (наличные, на счетах в кредитных организациях);
  • размер и сроки задолженностей и обязательств.

За сохранность материальных объектов отвечают МОЛ: кладовщики на складах, кассиры, прочие ответственные лица. С такими работниками при приеме на работу подписывают договор о полной материальной ответственности за вверенное им имущество.

Порядок проведения

Решение о проведении сличения данных в любом случае принимает руководство организации. Это решение оформляется приказом, где указывается информация о проводимой проверке:

  • объекты;
  • сроки;
  • участок (дислокация);
  • участники инвентаризационной комиссии;
  • председатель.

Бланк приказа можно скачать ниже.

Перед началом проверки МОЛ передают в бухгалтерию расписку о том, что все документы, подтверждающие приход и расход вверенного им имущества, переданы полностью (пункт 2.4 Приказа Минфина № 49). В процессе проведения составляются инвентаризационные описи, которые затем передаются в бухгалтерию для сверки фактических данных с учетными.
При обнаружении расхождений между фактическими и учетными данными выявляются причины расхождений. К ним могут относиться:

  • пересортица товаров;
  • не списанный своевременно брак;
  • отклонения от технологических норм списания (при нормативном методе учета);
  • ошибки при принятии и списании с учета;
  • хищения, в т.ч. кражи.

По итогам проверки принимается решение об учете выявленных недостач, излишков. Выявленные излишки принимаются на учет, а недостачи либо взыскиваются с виновных лиц, либо, при невозможности списать с виновных, списываются на убытки.

Документальное оформление результатов проверки

В процессе проведения проверки фактического наличия объектов (обязательств) составляются документы контроля, различающиеся в зависимости от объекта. Организация вправе самостоятельно разработать формы документов контроля либо применять унифицированные формы, утвержденные Постановлением 88 Госкомстата.

Результаты оформляются:

  • инвентаризационными описями, где отражается фактическое наличие и количество;
  • сличительными ведомостями, где указываются расхождения между фактом и учетными данными.

Контроль ТМЦ, основных и денежных средств

Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных и Образец акта инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) вы сможете скачать в конце статьи.

Скачать бланк — акт инвентаризации кассы можно в приложении к статье. Там же — образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств.

Контроль задолженности

Проверка обязательств проводится для определения текущей, просроченной задолженности, задолженности, нереальной к взысканию, среди:

  • покупателей и поставщиков;
  • кредиторов (дебиторов) и прочих лиц.

Результаты оформляются в письменном виде — см. Образец акта инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Подробнее о нереальной к взысканию задолженности ликвидированных контрагентов, а также задолженности, по которой истек срок исковой давности, можно прочитать в ответе Минфина.

Контроль нематериальных активов

Происходит с оформлением формы ИНВ 1-а. Если будут выявлены расхождения по результатам проверки, составляется сличительная ведомость ИНВ-18.

Завершение

Для фиксации итогов контрольных проверок правильности проведения мониторинга оформляют отчет о результатах. Чтобы узнать правила его заполнения — см. Образец заполнения акта о результатах инвентаризации.

На практике при проведении инвентаризации компании зачастую используют унифицированные формы ИНВ. Эти формы утверждены Госкомстатом в постановлениях № 88 и № 26 от 18.08.1998 и от 27.03.2000 соответственно. Формы инвентаризации, таблица которых приведена ниже, включают описи, ведомости, инвентаризационный ярлык, форму приказа, акты инвентаризации, справки и журналы.

Первичные документы по инвентаризации

Госкомстатовские формы не являются обязательными для применения, а компании вправе разрабатывать и использовать свои собственные формы. При этом к оформлению инвентаризационных документов есть определенные требования, которые необходимо учитывать. Прежде всего следует вспомнить положения Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ и требования к первичным документам. Напомним, что общими требованиями к первичным документам является наличие обязательных реквизитов:

  • названия документа;
  • даты его составления;
  • названия компании;
  • отражаемого в документе факта хозяйственной жизни и его величины в натуральном или денежном выражении;
  • подписей и должностей ответственных лиц (с расшифровкой).

Специальные требования к оформлению инвентаризационных документов содержат приказы Минфина по инвентаризации. Так, по этим требованиям при проведении инвентаризации должны присутствовать лица, отвечающие за сохранность имущества, а инвентаризационные описи (ИНВ-1 , ИНВ-1а) должны быть ими подписаны. Также описи должны подписать и все члены комиссии. Невыполнение этих требований может стать основанием для признания их недействительными, а результатов инвентаризации недостоверными.

Также есть требования и к количеству экземпляров составляемых документов. Так, согласно пункту 2.5 Методических указаний по инвентаризации (приказ Минфина № 49 от 13.06.95) опись или акт инвентаризации должны составляться как минимум в 2-х экземплярах. Согласно пункту 2.11 отдельные описи и сличительные ведомости нужно составлять на чужое имущество (арендованное, переданное на хранение или переработку).

Таблица форм инвентаризации

В нижеприведенной таблице содержатся виды форм, которые утверждены Госкомстатом в постановлениях № 26 и 88.

Индекс формы Наименование формы Формат
ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств 2А4
ИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов 2А4
ИНВ-2 Инвентаризационный ярлык Б5
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей 2А4
ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных А4
ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение 2А4
ИНВ-6 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути 2А4
ИНВ-8 Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них 2А4
ИНВ-8а Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях 2А4
ИНВ-9 Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них 2А4
ИНВ-10 Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств А4
ИНВ-11 Акт инвентаризации расходов будущих периодов А4
ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств А5
ИНВ-16 Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности 2А4
ИНВ-17 Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами А4

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

    при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

    при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

    представители администрации организации;

    работники бухгалтерской службы (например, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

    другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "__" __________ 201_ г.", что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

    наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

    виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, ), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

    состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 - 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

    по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

    по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

    по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

    по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

    по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

    по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н):

    если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

    или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

    или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

    или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Выявлены излишки имущества

Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

    или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

    или отчетом независимого оценщика.

Проводка в бухгалтерском учете будет такая.

Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)

Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015 .

Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.

Бланк акта о результатах инвентаризации

Оформление результатов инвентаризации в органах власти и учреждениях

Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.

Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.

Вид документа Объект инвентаризации Код формы
Инвентаризационная опись ценные бумаги 0504081
остатки на счетах учета денежных средств 0504082
задолженности по кредитам, займам (ссудам) 0504083
БСО и денежные документы 0504086
наличные денежные средства 0504088
расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 0504089
расчеты по поступлениям 0504091
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) объекты нефинансовых активов 0504087
бланки строгой отчетности и денежные документы 0504086
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации 0504092
Акт о результатах инвентаризации 0504835

Процедура составления акта по результатам инвентаризации

Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:

  • заголовочную, где указываются название и код документа, дата документа и название экономического субъекта, его составившего;
  • содержательную, где отражаются сведения о проведенной инвентаризации (составе комиссии, объектах, времени проверки и результатах инвентаризации);
  • оформляющую, в которой содержатся подписи членов комиссии по инвентаризации с расшифровкой и указанием должностей.

Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.

Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.

В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.

Образец заполнения акта о результатах инвентаризации

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание